Индийское коммерческое кино всегда находилось во власти нескольких, обычно двух-трех суперзвезд, которые создавали собственную экосистему. Это очень странная экосистема, включающая в себя одного актера-суперзвезду, нескольких актрис, продюсеров, дистрибьюторов и исполнителей характерных персонажей, кормящихся за счет этой суперзвезды.
Такое сообщество, которое объединяют отношения, основанные на паразитизме, кочует из фильма в фильм. Когда этот звездный актер подписывает контракт на новый проект, он выбирает актрису на роль героини, с которой ему комфортно работать; фильм продюсирует его друг, а второстепенные роли достаются всем его приятелям, которые болтают и фотографируются с ним на вечеринках, смеясь над его шутками.
Экосистемы с подобной структурой непрерывно процветали со времен Раджа Капура. Золотые и платиновые юбилеи проката фильмов в небольших кинотеатрах остались в прошлом и сменились соревнованием за самую большую кассовую выручку мультиплесов в выходные дни; однако, система только усилилась. Ни один крупный продюсер никогда не брался за проект, если в нем не было его любимых суперзвезд. Гонорар этих суперзвезд иногда составлял от 70 до 80 процентов всего бюджета фильма, но против этого никто не возражал, поскольку их участие гарантировало, что зрители придут в кинотеатры.
Такая система достигла пика в последние два десятилетия - индийские кинозвезды заняли первые строчки в списке самых богатых актеров по версии Forbes, часто опережая звезд Голливуда. Однако, в 2016 году появились первые тревожные звонки, проявляющиеся в том, что фильмы больших суперзвезд стали проваливаться в кассе. Причина? Неудачный первый уикенд.
"Fan" Шах Рукх Кхана потерпел неудачу, несмотря на достаточное количество экранов и рекламные акции. Спустя год провалился "Tubelight" Салмана Кхана, а за ним последовал еще больший провал "Jab Harry Met Sejal" Шах Рукх Кхана. Кинолента "Secret Superstar"Аамира была объявлена "нишевым фильмом". В 2018 году кассовые показатели "Race 3" Салмана продемонстрировали спад после первого выходного дня, чему способствовала негативная реакция на фильм социальных сетей.
Но ни одна из перечисленных неудач не смогла нанести удар по звездной экосистеме Болливуда. Это сомнительное первенство принадлежит "Thugs of Hindostan". В этом фильме было все, что, согласно так называемым экспертам по маркетингу в Болливуде, должен иметь коммерческий фильм. Впервые в нем объединились Амитабх Баччан и Аамир Кхан. Катрина Кайф была удовольствием для глаз, а режиссером стал Виджай Кришна Ачарья, который участвовал в создании супер успешной франшизы Dhoom. Бюджет производства фильма был одним из самых больших и обеспечивал использование лучших технических достижений для создания экстравагантных визуальных эффектов на экране. Фильм был выпущен более чем на 5000 экранов, что также является одним из самых высоких показателей. Предполагалось, что фильм принесет огромную прибыль, потому что вызовет большой интерес у зрителей.
Но в реальности все произошло наоборот. Кинотеатры опустели так же быстро, как и заполнились. Вскоре негативные комментарии о фильме заполнили соц. сети. Та скорость, с которой публика отвергла фильм, проиллюстрирована сообщением в твиттере актрисы Сучитры Кришнамурти, где она делилась недоумением, что оказалась одна на просмотре киноленты в одном из кинотеатров Мумбаи.
Запомните мои слова. Катастрофическая судьба "Thugs of Hindostan" - огромный удар по звездной экосистеме Болливуда. Никто в своих самых смелых мечтах не мог представить, что фильм, над которым работали лучшие представители киноиндустрии, взорвется и разлетится на куски, как автомобиль в фильме Рохита Шетти! Вердикт аудитории очень ясен: Я не готов тратить свои деньги на ваш фильм, если он не содержит хорошую историю. И мне все равно, кто играет в фильме.
Не стоит обманываться. Именно так рассуждает аудитория мультиплексов, потому что она тратит большие деньги. Небольшие же кинотеатры, даже делающие неплохой бизнес, в целом не могут повлиять на судьбу фильма - для его успеха мультиплексы должны оставаться полными.
Смешно, но та же самая аудитория мультиплексов загружает сериалы Netflix на свои телефоны. Для них приоритетом стало содержание, и они начали тратить свои деньги на доступ к содержательному кино. Все сложней заставить этих людей отказаться от своих телефонов и отправиться в кинотеатры. Огромную аудиторию не волнуют кинозвезды; единственное, что ее интересует: "Сможете ли вы меня развлечь?" Именно по этой причине "Badhai Ho" Аюшманна Кхурраны все еще зарабатывает деньги, а "Thugs of Hindostan" споткнулся в театральной кассе.
Таково будущее Болливуда. Будут звезды - несколько звезд среднего уровня и горстка больших звезд. Но в эпоху Netflix Болливуд растеряет всех своих суперзвезд. Больше будет тратиться на кинопроизводство и, что более важно, на сценарии. Это неизбежно. Это необходимо.
Соумьядипта Банерджи
Источник:
https://www.dailyo.in (перевод LudmilaGros, специально для форума Индия ТВ)