В 2018-ом году Сонам Капур желает инклюзивности, равноправия полов и ориентаций. В откровенном разговоре с Имраном Амедом законодательница моды настаивает на необходимости позитивно смотреть на вещи в современном мире.
Имран Амед: Оптимизм – интересная тема разговора. Современный мир не кажется таким уж позитивным в настоящий момент.
Сонам Капур: Лучшие темы поднимаются, когда общество переживает тяжёлые времена, и они находят своё выражение в искусстве, будь то кино или литература; диалог становится более актуальным, он ведёт к переменам. Так что для артистов это тот самый момент, когда мы можем процветать, рассказывая лучшие истории, выполняя хорошую работу. Печально, но это так.
И.А.: Тогда давай поговорим о том, что вселяет в тебя надежду.
С.К.: Я с оптимизмом смотрю на то, как развивается диалог о правах женщин и как люди начинают высказываться в защиту того, чего они заслуживают, будь то отношение к ним коллег по работе, равная заработная плата при равных возможностях, стремление быть услышанными, чувство собственного достоинства, которое они в себе открывают. Я считаю, что все мы должны быть рады этому, потому что все эти годы – особенно в наших краях, в Азии и на Ближнем Востоке, – у женщин не было права голоса, как такового. Меня радуют фильмы, которые сейчас становятся популярны в Индии, – по крайней мере, те, в создании которых я участвовала. Это не лёгкие фильмы, не так называемая «масала», которые обычно хорошо принимает индийский зритель. Зрительская аудитория куда умнее, чем мы о них думаем.
И.А.: Ты упомянула, что женщины в Азии и на Ближнем Востоке в наши дни активнее стоят за себя. Но это сейчас происходит по всему миру.
С.К.: Точно, сейчас это происходит повсюду. Мир стал настолько маленьким, что если где-то набирает силу какое-то движение, то оно обязательно распространится, подобно эффекту домино. Костяшки падают одна за одной, и, что удивительно, не только на Западе – по всему миру. Есть женщины-активистки и определённые движения, люди говорят о том, что действительно важно, что позволяет им найти себя. Я считаю, необычайно важно, что это началось, потому что, когда мужчины находятся у власти, они склонны, ну, разделять и властвовать, что ли. Как это сделать? Во-первых, тут дело в стравливании женщин, настраивании их друг против друга. Это не удаётся, потому что женщины заступаются друг за дружку, вместо того чтобы топить друг друга. На подсознательном уровне все мы склонны соревноваться. Так уж мы были воспитаны, это в нашем сознании и культуре, – по крайней мере, в Индии и на Ближнем Востоке. Нам прививали дух соперничества.
И.А.: Да, я видел тот пост в инстаграме, из фильма, над которым ты работаешь вместе с Кариной Капур Кхан, когда ты обратилась к СМИ: «Прекратите выставлять всё так, будто мы настроены друг против друга». Как ты думаешь, почему они это делают?
С.К.: Это хорошо продаётся. Любые конфликты и драмы хорошо продаются. Так уж устроены СМИ и таково мнение общественности: две женщины не могут найти общий язык и работать друг с другом. Они соперничают друг с другом, они не могут дружить, они борются за внимание одного и того же мужчины. Вам никогда не напишут историю о разногласиях и конфликтах между мужчинами – ни на Западе, ни в Индии, ни где бы то ещё. Так что, когда мы пытаемся изменить это представление, что очень трудно, потому что оно укоренено в нашем воспитании, тогда и появляются все эти истории.
И.А.: Именно поэтому так вдохновляюще видеть, как женщины собираются вместе, чтобы постоять друг за дружку. Ты читала авторскую колонку Сальмы Хайек в «The New York Times», посвящённую Харви Вайнштейну?
С.К.: Это страшно. Это домогательства совсем иного уровня. Это странно, но неудивительно, даже ожидаемо. Как будто… Я вспоминаю одного режиссёра, с которым работала, он ужасно травмировал меня психологически. Я думала тогда, что это поможет мне работать лучше.
И.А.: Что ты имеешь в виду?
С.К.: Нас учили этому с детства. Год за годом нам говорили, что возможности, которые открываются перед нами, должны быть заработаны тяжёлым трудом, и всегда есть такой человек, на которого ты хочешь быть похож, чьего одобрения ты добиваешься. И тебе необходимо заслужить это одобрение. Это очень жутко, неправильно… Власть имущим многое сходит с рук.
И.А.: Что сейчас происходит в Голливуде и Болливуде относительно этого исторически сложившегося «распределения сил»? Будем ли мы, например, видеть больше женщин-режиссёров? Женщинам удастся хоть когда-нибудь взять на себя эти роли?
С.К.: Говорю тебе, это будет долгий, очень долгий процесс. Речь идёт о женщинах-начальниках, режиссёрах, продюсерах, редакторах, политиках. Ужасно пугает, что в Америке до сих пор не было женщины-президента, тогда как в Индии и Пакистане были женщины-премьер-министры!
И.А.: Но ты ещё смотришь на ситуацию с оптимизмом?
С.К.: Да, это так. Нельзя терять присутствие духа. Необходимо смотреть на вещи позитивно. Мне очень повезло, потому что мои родители привили мне максимально прогрессивные взгляды. И теперь, когда у меня есть возможность сравнивать, я вижу, что моё воспитание действительно было намного прогрессивнее в сравнении с воспитанием, которое получили другие. Тогда для меня это казалось само собой разумеющимся, нормальным. В двенадцать или тринадцать лет я знала, что такое быть феминисткой. Я знала, что мне всегда будут предоставляться равные возможности. Мне никогда не говорили, что я не могу сделать что-то, потому что я девочка. Для меня не существовало этой разницы, пока я не вступила в «реальный мир».
И.А.: Ты всегда принимала участие в проектах с сильными женскими историями. На меня сильное впечатление оказала «Нирджа» (2016). И скоро у тебя выходит новый фильм «Padman». Почему тебя привлекают такие ленты?
С.К.: Практикуя индуизм, мы почитаем Лакшми, Сарасвати и называем Индию «матерью Индией». Мы почитаем богинь, но в то же время не проявляем должного уважения к женщинам. Это уважение должно быть заложено в культуре. Нужно понимать, что во всех нас, мужчинах и женщинах, есть женское начало и что оно – сильнейшая часть нас. Так что не уважать женщин, не говорить о проблемах, затрагивающих интересы женщин, не показывать женщин – простых девушек, как Нирджа, которой было двадцать два, даже не успело исполниться двадцать три года… Это реальная история. Случай заставил, и она совершила нечто невероятное… Это замечательная, вдохновляющая история. А у нас ничего не сказано о ней в школьной программе. Она – первая женщина, самый молодой лауреат Ашока Чакра, но я даже не слышала о ней. Мне не рассказывали о ней в школе.
И.А.: Этот фильм получил действительно фантастический отклик, это был невероятный успех.
С.К.: Да. Это говорит о том, что в Индии зрители готовы к таким фильмам. Даже не то что готовы – они хотят чего-то такого. Хватит думать, что они недостаточно умны, что они не поймут задумку фильма, истории, какой-то посыл. «Нирджа» немыслимым образом повлияла на меня, я хотела устроить после неё небольшую передышку. Я считала, что следующий мой фильм тоже должен иметь социальное значение. Р Балки – режиссёр, которого я глубоко уважаю. Он пришёл ко мне с «Padman». Это история, основанная на реальных событиях, проработанная и написанная Твинкл Кханной, о человеке по имени Аруначалам Муруганантхам. Он изобрёл гигиенические прокладки, потому что заметил, что его жена во время менструации использует грязные куски ткани. У него не было образования, но он сказал: «Этой тряпкой я не стал бы чистить свой велосипед, как же она может пользоваться ею во время месячных?». Он не мог понять, почему никто об этом не говорит и какие предубеждения с этим связаны.
И.А.: И как же он поступил?
С.К.: Он изобрёл три различные машины для создания гигиенических прокладок по очень низкой цене, чтобы они стали доступны каждой женщине в Индии. Из-за того, что налог на прокладки и тампоны очень высокий, они стоят дорого, и почти шестьдесят процентов женщин (в Индии) до сих пор не могут их себе позволить.
И.А.: Какой урок, как ты надеешься, люди извлекут из этого фильма?
С.К.: Избавятся от предубеждений, которые связаны с менструацией. В Индии во время месячных ты не имеешь права зайти в храм, на кухню, некоторым женщинам не разрешают даже заходить в дом. Им приходится спать на улице, потому что считается, что они «нечисты».
И.А.: Несмотря на то, что это – абсолютно нормальный, естественный процесс.
С.К.: Им не разрешается стирать своё бельё и одежду в одном и том же месте. Им приходится уходить очень далеко от дома, чтобы воспользоваться туалетом. Так что это очень странные, неоправданные предубеждения.
И.А.: Так, ты думаешь, фильм будет иметь успех в какой-нибудь маленькой деревушке?
С.К.: Мы надеемся на это! Потому что он забавный, и главную роль в нём играет Акшай Кумар. Он очень «продаваемый» актёр, люди обязательно пойдут на его фильм. Мне очень нравится моя роль, но я пока не могу многого о ней рассказать. Посмотрите фильм, он стоит того! Балки не хотел, чтобы он получился чересчур многословным или стал одним из тех очень скучных образовательных фильмов, которые обычно показывают в школах.
И.А.: Когда я приезжаю в Индию, я всегда ощущаю прилив оптимизма. Очевидный рост экономики, развитие городов, урбанизация страны, увеличение среднего класса… Но некоторые аспекты всё же остаются архаичными, особенно если речь идёт о правах женщин и различных меньшинств. К тому же, за Индией постепенно закрепляется репутация страны, где происходит большое число изнасилований. К сожалению, у тех, кто не бывает здесь и не видит всех изменений и прогресса, создаётся нелестный образ на основе ужасных происшествий, случающихся по всей стране и освещающихся в международных СМИ.
С.К.: Это не так уж далеко от правды, к сожалению. Как я уже говорила, всё дело в просвещении. Поведенческие модели закладываются, исходя из того, как воспитывают мужчин и женщин. Задача матери – воспитать своего ребёнка. Она должна привить ему уважение и достоинство и объяснить своему сыну, как себя вести. Многое зависит и от того, как муж или отец относится к своей жене на глазах у детей. Многие этого не понимают. Так что начало необходимо закладывать в семье. И поэтому я стараюсь сниматься в таких фильмах, где к женщинам относятся с большим уважением.
И.А.: И наконец, три желания на 2018 год?
С.К.: Я бы так много чего хотела пожелать! Больше женщин у власти – это раз. Два – я хочу, чтобы мир увидел Индию в лучшем свете. И для этого Индии необходимо поднапрячься в вопросах, касающихся инклюзивности. Индия должна быть либеральной страной, которой не присуща дискриминация, – это заложено в нас культурно и исторически. Поэтому и конституция у нас составлена таким образом. Но, на мой взгляд, слишком многие политические моменты вызывают разногласия, и я хочу, чтобы они исчезли. Я много работаю над ЛГБТ-правами и действительно посвящаю себя этой проблеме. Так что мои три желания: расширение возможностей женщин, ЛГБТ-права и инклюзивность.
И.А.: И улучшенное представление об Индии в мире.
С.К.: Это уже четыре желания!
Переведено Wurzelloser Mensch. Специально для
http://vk.com/sonamkapoor_ru